Perfecto - куртка-косуха Schott NYC


Старая куртка SchottНазвание Perfecto, наравне с Motorcycle jacket, обозначает на Западе куртку, которую у нас принято называть косухой. Откуда же пошло это название?

В 1913 году потомки русских эмигрантов братья Шотт основали свою компанию Schott NYC по производству одежды. Первый прототип современной «косухи» появился в 1928 году. Ирвин Шотт назвал ее Perfecto, по имени марки любимых сигар. Братья выбрали такое название куртки, опасаясь, что бренд, связанный с еврейской фамилией, не будет иметь успеха. Косуху Schott Perfecto начали продавать в собственном магазине, а также в магазине Harley Davidson на Лонг-Айленде по цене 5,5 долларов за штуку. Для сравнения: 4 литра бензина в то время стоили 10 центов, буханка хлеба - 9 центов, а месячная аренда дома для целой семьи - 15 долларов.

Летчики в куртках B-3 SchottКрупное производство продукции компании Schott NYC впервые началось во время Второй Мировой Войны, благодаря заказу правительства США на разработку кожаной куртки для пилотов бомбардировщиков. Самолеты того времени не отличались хорошей теплоизоляцией, и для защиты от переохлаждения летчиков была необходима действительно теплая форма. Ирвин Шотт успешно справился с заказом, куртка из толстой кожи с подкладкой из натуральной овчины получило название B-3 Bomber Jacket. Дизайн получился настолько притягательным, что модель начали изготавливать и для гражданского населения. Позже летчики перейдут на легкие нейлоновые бомберы с синтетическим утеплителем, но мужская куртка-авиатор B-3 навсегда останется яркой ассоциацией с военно-воздушными силами союзников во Второй Мировой Войне. Помимо бомберов, компания Schott NYC разработала морской шерстяной бушлат для военнослужащих военного флота. Одежду отличала износоустойчивость и практичность.

Купить куртку-авиатор Schott можно и сейчас (хотя цена сильно выросла), производство модели не останавливалось. Основное отличие современной куртки Schott B-3 от военной модели 40-х годов заключается в наличии боковых карманов.


Широкую известность американская косуха получила в 1953 году с выходом фильма «Дикарь». Герой Марлона Брандо ходил в доработанной 618-й модели марки Schott. Куртка отличалась дополнительными кнопками на воротнике и звездами на погонах. Примечателен факт, что вся одежда, включая кожаную куртку, были из гардероба самого Брандо. По окончании съемок он уходил домой в том же виде, что и играл на съемочной площадке. Куртка главного героя стала настоящим символом бунтарства среди молодежи. Эффект был настолько сильный, что власти наложили запрет на продажу таких курток в отдельных штатах.

Постепенно интерес к куртке угасал, но в 70-х годах панки Ramones вновь сделали ее символом контркультуры. Косуха в США и за ее пределами стала выбором множества музыкантов, начиная от Sex Pistols, Kiss, Metallica и заканчивая Depeche Mode, Рианной и Джастином Бибером.
Марлон Брандо в косухе Schott The Ramones в куртках Schott Джастин Бибер в косухе

Schott 613 One StarКлассическими куртками Schott считаются 613 и 618. Модель 613 появилась в конце 40-х годов и получила название One Star, т.к. на каждом погоне было по одной звезде. 618-я модель появилась в 50-х годах, отличие от 613-й только в отсутствии звезд на погонах. Появление этой модели объясняется расширением ассортимента (не всем нравились звезды), а также жалобами продавцов отдельных магазинов на кражу звездочек с погон куртки. В 1977 году в модели 118 начали использовать более тонкую воловью кожу. Поклонники грубых носких курток сегодня могут купить куртку Schott 613H (Horse) из лошадиной кожи, аутентичную моделям 40-х годов.

Отдельно следует заметить, что модель 118 в целом соответствует модели 618 за рядом исключений:

  • Кожа: в 618 бычья, в 118 - более мягкая воловья;
  • Покрой: 118 модель более свободна в груди и плечах при той же длине рукава. Если сравнивать размеры, то 38-й размер 118-ой модели будет соответствовать 40-му размеру 618-ой. Многие выбирают 118-ю модель для носки в холодное время, когда под куртку одевается теплый свитер;
  • Незначительные детали фасона: 118-я немного длиннее, имеет немного другую ширину рукава и т.п.

Для тех, кому не нравится косая молния, существует альтернативная серия однобортных курток Schott NYC с воротниками стойками, под названием Cafe racer. Именно такую носил Питер Фонда в фильме «Беспечный ездок» 1969 года. Современной версией этой линейки является куртка Schott P665 BLK.

С 50-х годов по настоящее время модели 613/618 претерпели крайне незначительные изменения:

  • Появились фирменная фурнитура: кнопки и молния Schott YYK;
    Молния Schott Кнопки Schott
  • Незначительно менялись размеры нагрудного и боковых карманов. Также менялся угол расположения этих карманов, оставаясь в пределах 50°-60°;
  • В середине 80-х перестали выпускать модель с креплением мехового воротника, как и сам воротник, но уже в 90-х снова возобновили производство;
  • Первые куртки фирмы Schott были из кожи черного цвета, позже появились коричневые этно-модели. Начиная с 70-х годов, компания выпускает красные, горчичные, голубые и др. косухи;
    Коричневая этно-куртка Schott Цветные косухи Schott Голубая косуха Schott
  • Исключительно мужскими куртки Schott перестали быть в 1997 году, когда появилась женская линия Rose, названная в честь жены основателя компании;
  • Первоначально для производства использовалась лошадиная кожа, но позже ее заменили на толстую бычью. Сейчас в некоторых моделях используется также более мягкая воловья кожа и грубая лошадиная;
  • Но чаще всего менялась нашивка с логотипом внутри куртки. За 50 лет менялась форма, цветовая гамма и изображения: крупные надписи, грифоны и единороги, американский флаг и даже кактусы украшали шилдик. Но неизменным оставались название косухи Perfecto и фамилия братьев Shott, которые навсегда закрепили свою фамилию в истории.
    Логотип косухи Schott Логотип косухи Schott Логотип косухи Schott

Магазин SchottС момента основания и до настоящего времени производство компании располагалось в Соединенных Штатах. В конце 90-х – начале 00-х годов Schott NYC, как и многие крупные бренды, перенесла часть производства за границы страны, но около половины продукции до сих пор выпускается на фабрике в Нью-Джерси. Поэтому если вы хотите купить брендовую косуху Schott произведенную в США, то вполне можете это сделать!